Комфортные инновации

Эльмира Веселова

 Не мытьем так катаньем

Необходимое условие для эффективного развития инноваций на отдельно взятой территории — комплексное градостроительное планирование, грамотное районирование и умение всех участников процесса договариваться друг с другом.

 

В свое время создание всероссийского инновационного центра в мало известном в ученых кругах Сколково привело в оторопь представителей гораздо более именитых научно-образовательных центров – от Дубны и Обнинска до Томска и Новосибирска, многие из которых не только обладают авторитетом в научном сообществе, но и успели серьезно вложиться в инновационную инфраструктуру – от бизнес-инкубаторов и технопарков до центров трансфера технологий. Томская область, например, одной из первых, ввела в законодательный обиход понятие «инновации», приняв в 1998 году региональный закон об инновационной деятельности, когда на федеральном уровне об инновациях, а тем более о правовых взаимоотношениях в этой сфере еще и речи не шло. Новосибирск – единственный город в России, входящий в ассоциацию технополисов. Омск – безоговорочный лидер Сибири по количеству используемых передовых производственных технологий (3144 в 2008 году при новосибирских 2090, красноярских 1455).

Когда же стали известны размеры федеральных вливаний в новый центр (порядка 50-60 млрд рублей за три года) и беспрецедентно льготные условия, предлагаемые его резидентам (см. справку), губернаторы «инновационных» территорий, едва не локти себе кусали.

 

Согласно закону "Об инновационном центре «Сколково», принятому в июле 2010 года, в инновационном центре должны быть созданы особые экономические условия. В частности, земельные участки, на которых будут размещаться объекты центра, и имущество, входящее в состав инфраструктуры, будут находиться в собственности управляющей компании (УК), на которую возложена функция предоставления льгот и преференций участникам проекта (от разработки и утверждения специальных правил проекта до определения порядка включения юридических лиц в реестр участников). При этом УК будет освобождена от уплаты в отношении таких объектов земельного налога и налога на имущество организаций.

Для резидентов центра предусматривается возможность компенсации расходов по уплате таможенных платежей на ввоз товаров, необходимых для исследовательской деятельности, привлечения на работу иностранных специалистов, право применять упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета, а также значительные налоговые льготы. В частности, они должны быть освобождены от уплаты налога на прибыль организаций в течение 10 лет со дня регистрации в качестве участников проекта либо до момента утраты соответствующего статуса, общий размер взносов  на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование должен быть снижен до 14%. Имущество, используемое в исследовательской деятельности, предполагается освободить от налога на имущество организаций.

Выпадающие доходы государственных внебюджетных фондов будут компенсироваться за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

В целях закрепления особых правоотношений в инновационном центре «Сколково» закон предусматривает введение ряда поправок в Налоговый и Градостроительный кодексы, а также в десять федеральных законов.

 

 

Между тем, как рассказал в одном из своих интервью член комитета Госдумы по информационным технологиям Илья Пономарев, «шансы на то, чтобы выбрать другой регион, а не Сколково, рассматривались президентом очень серьезно. Но не было мощного лоббирования со стороны губернаторов, и стало ясно, что руководители регионов не смогут на достаточном уровне выбивать деньги и защищать интересы этого проекта. Сколково выбрали, потому что лоббировать этот проект в ежедневном режиме будут уже такие люди, как вице-премьер Игорь Шувалов, или Виктор Вексельберг, или Роман Абрамович и т. д. И это стало ключевым фактором».

«Лобби на федеральном уровне – от Совета федерации до Госдумы и правительства – имеет очень большое, порой – решающее, значение для продвижения региональных проектов», - признает директор департамента по инновационному развитию Межрегиональной ассоциации Сибирское соглашение, Николай Афонасов. 

Не случайно создание летом этого года «Ассоциации инновационных регионов», куда вошли 8 субъектов федерации, включая Томскую, Новосибирскую, Иркутскую Калужскую области, Пермский и Красноярский края, республики Татарстан и Мордовию, большинством наблюдателей воспринималась как «антисколковская коалиция», призванная составить серьезную конкуренцию федеральному иннограду в борьбе за финансовые, административные и иные ресурсы. Хотя один из инициаторов ее создания, томский  губернатор Виктор Кресс утверждал обратное. «Инновационной территорией в России назначено быть Сколково. У этого проекта все особое — все не так, как у других российских территорий: и правовое поле, и система управления, и налоговые льготы, и силовые структуры, - заявил он в своем выступлении на томском инновационном форуме. - Многие из вас, возможно, подумали, что я хочу приобщиться к хору критиков этого проекта. Я же скажу, что не считаю его инновационной утопией. Полагаю, что таких проектов в России должно быть несколько». Именно тогда, в мае 2010 года, общественность впервые услышала название проекта еще одного, томского иннограда федерального уровня: «ИНО Томск’2020», который поначалу многими воспринимался едва ли не как утопия. 

В амбициозном проекте создания Центра образования, исследований и разработок томичи собрали все свои наработки в области организации инновационного процесса, а в этой сфере они обладают немалыми достижениями. В регионе создана широкая сеть поддержки инновационной деятельности – от бизнес-инкубаторов при каждом вузе до районных офисов коммерциализации разработок, механизм поддержки научных разработок на конкурсной основе действует с 1996 года, конкурс молодых ученых проводится с 2002 года, особая экономическая зона технико-внедренческого типа насчитывает уже 51 резидента. «У нас есть примеры инновационного бизнеса с историей успеха, который за последние годы превратился в крупный бизнес с оборотом 2,5-3 млрд рублей и численностью работающих более 1000 человек. У нас есть предприятия, где выработка на одного сотрудника превышает 5-6 млн рублей в год», — перечисляет первый заместитель губернатора Томской области Оксана Козловская.

По удельному весу организаций, осуществляющих технологические инновации (16,0% – данные Росстата за 2008 год) Томская область занимает лидирующее место в СФО, хотя, конечно, в абсолютных цифрах этих расходов (2170 млн. руб.), регион заметно уступает более мощным Красноярскому краю (8091,3 млн), и Иркутской области (3233 млн). По числу полученных патентов на изобретения и полезные модели (529) томичи в 2008 году уступали только новосибирцам (680). Из 10 вузов, действующих в регионе, два обладают статусом национальных исследовательских университетов, а два с лишним десятка академических институтов, действующих на территории Томской области, обеспечивают самый высокий в стране уровень концентрации ученых высшей квалификации (около 5 тысяч докторов и кандидатов наук при количестве населения немногим более 1 млн жителей)… и т.д. Регион не без основания считается одним из лидеров инновационного процесса в масштабах не только Сибири, но и России в целом.  

Так, вот, ко всем уже имеющимся наработкам идеологи ИНО Томск’2020 добавили масштабные проекты по развитию производственной, транспортной, социальной инфраструктуры, увязав все эти элементы в генплан развития Томской агломерации (см. врез). Следует признать, что до сих пор журналистам «Эксперта-Сибирь» не приходилось видеть столь детально проработанных планов городского развития. Насколько они реалистичны – другой вопрос.

Регион, мягко говоря, небогат. Более трети доходов довольно скромного областного бюджета (в 2010 году – 28,2 млрд рублей) формируется за счет федеральных трансфертов. К тому же на нынешней геополитической карте Томская область выглядит своеобразным аппендиксом: львиная доля товарных, финансовых, кадровых потоков Сибири проходит мимо него. «Туда до сих пор не провели даже вторую железнодорожную колею, - незачем», - поделился наблюдением новосибирский бизнесмен, выпускник Томского госуниверситета, пожелавший остаться неназванным. Статус международного для томского аэропорта пришлось буквально выбивать на федеральном уровне в течение нескольких лет. Но его предоставили только прошедшей весной и только «на период функционирования Томской особой экономической зоны (ОЭЗ)», то есть до 2025 года, и (пока) без всяких федеральных инвестиций в оборудование международного терминала. Средства на это приходится искать в областном бюджете и у частных инвесторов.

Из 6,5 тыс. километров дорог, только 37 км имеют статус федеральных, а этот факт не только говорит об источниках их финансирования (строительство  и содержание федеральных трасс, как известно, берет на себя федеральный бюджет, остальные дороги финансируются из региональных и местных бюджетов, в зависимости от их категории), но и косвенно свидетельствует об отношении к региону как периферийному на пути федеральных грузопотоков.

Фактически, руководство региона признает, что отсутствие компонентов инновационной структуры, способных масштабировать местную инновационную деятельность хотя бы до общероссийского уровня, недостаточный уровень развития социальной среды и низкая транспортная доступность сегодня привели регион в тупик.

На сегодняшний момент «в осуществлении инновационной политики Томская область реализовала имеющийся потенциал и столкнулась с ограничениями, препятствующими качественному инновационному прорыву», - говорится в проекте «ИНО Томск’2020». И это предопределило беспрецедентно активную лоббистскую деятельность томских властей, которая после назначения в инновационные лидеры страны «Сколково» только усилилась.

Еще весной на томском форуме, Виктор Кресс назвал два основных направления приложения лоббистских усилий. Первое — это расширение правового статуса «Сколково» на Томскую технико-внедренческую зону. Кресс тогда подчеркнул, что если этого не сделать, то вообще стоит признать, «что созданные ранее институты развития не оправдали надежд».

Второе направление — это поиск финансовых ресурсов для проекта «ИНО Томск», «либо путем изменения межбюджетных отношений, либо включения нашего проекта в перечень проектов, подлежащих утверждению комиссией по модернизации».

Надо отдать должное губернаторской команде: продвижение интересов территории идет по всем направлениям. Тут и уже упоминавшиеся создание ассоциации инновационных регионов, и придание международного статуса аэропорту, и создание консорциума томских вузов. Кстати, месяц назад ректор Томского политехнического университета Петр Чубик, выступающий от лица консорциума, подписал соглашение с фондом "Сколково" – единственный из немосковских вузов, а также заручился поддержкой проекта "ИНО Томск’2020" главой «Единой России» Борисом Грызловым. Если верить СМИ, лидер единороссов пообещал сделать томский проект частью федеральной программы "Национальные инновационные системы" - и взять реализацию под личный контроль.

Параллельно в Минтрансе идет работа по приданию федерального статуса 280-километровому участку объездной дороги вокруг Томска с выходом на Кемерово. «Вопрос решается очень сложно, потому что нет методики определения статуса федеральной дороги, — говорит Оксана Козловская. — А в это время мы только на содержание дорог ежегодно должны тратить 1,5 млрд рублей. Без этих денег мы будем вынуждены остановить все программы развития».

Одновременно идет работа по привлечению в томскую технико-внедренческую зону крупнейших госкорпораций от «Ростехнологий» до консорциума «Вега». «Сюда нужно заводить «Газпром», подтягивать «Роснефть», - мечтает Оксана Козловская - Мы же априори создадим для них конкурентные преимущества перед подобными производствами на мировом уровне».

Такой целенаправленной напористости в отстаивании инновационных планов развития территории, которую демонстрируют томские власти, инноваторы в соседних регионах могут только позавидовать. «Томичи умеют грамотно формализовывать и, что важно, консолидированно подавать не только имеющиеся, но и планируемые преимущества, параллельно действиями уплотняя образы, делая их реалистичными и в этом сила томской команды, - говорит директор автономной некоммерческой организации «Инновационный центр Кольцово» Андрей Линюшин. – Если бы к потенциалу Новосибирской области, да томскую системность и напор, «Сколково» был бы в Новосибирске.»

Но пока другие инновационные территории СФО не демонстрируют должной активности в генерации и продвижении своих проектов. Возможно, не в последнюю очередь потому, что в большинстве из них находятся не то чтобы альтернативы инновационному развитию, но векторы развития с гораздо более быстрой финансовой отдачей. Скажем, в Новосибирске это торговля и финансовые услуги, в Кузбассе и Красноярском крае – крупные инвестиционные проекты в добывающей промышленности и тяжелой индустрии. В Омской области, надо полагать, львиная доля инноваций сосредоточена в оборонно-промышленном комплексе, то есть ее не так-то просто вывести на открытый рынок…

Это не значит, что в Новосибирске, Красноярске, Омске, ничего не делается. В последнее время процессы осмысления собственного потенциала и формирования приоритетных программ и проектов развития территорий значительно активизировались. И если сравнить то, что сегодня имеется в регионах в плане развития социальной, транспортной, производственной инфраструктуры с тем, что было еще 5-10 лет назад, это небо и земля. Правда, стоит признать, большинство региональных достижений оплачены федеральными деньгами. Но вряд ли в лидеров огромных территорий кто-то бросит камень за приоритетное внимание к более проблемным отраслям экономики.

 «Нам губернатор четко обозначил, что тоннель под железной дорогой резко улучшающий логистику Кольцово построит только тогда, когда в дополнение к уже имеющейся комфортной социальной инфраструктуре будет актуализирована инфраструктура научно-производственная,   заложен технопарк, гарантирующий, что поселок не превратится в спальный район Новосибирска, - говорит Андрей Линюшин. – И я считаю, хозяйский государственный подход должен быть именно таким, нельзя разменивать золотник на пятаки.»

С другой стороны, даже наличия четких приоритетов инновационного развития не всегда достаточно для успеха. «В условиях локальности инновационных потенциалов и ограниченности ресурсов, необходимо не просто иметь четкий план стратегического развития собственных преимуществ,  - полагает Линюшин, - Не менее важным является также наличие компетентной консолидированной команды и политической воли в продвижении инициатив… То, что как раз демонстрирует пример Томской области». Тогда действительно в России можно будет организовать несколько разномасштабных региональных  «Сколковых», с моно- либо с мультидисциплинарной специализацией.

 

Между прочим, многие эксперты сегодня сходятся во мнении, что локализовать инновационный процесс в рамках одного, пусть даже очень мощного центра, не получится. «Любая инициативная инновационная деятельность, по сути, является локальной, - говорит директор некоммерческого партнерства «Бизнес-Ангелы Сибири» Дмитрий Кукелко, - люди, работающие над продвижением одного проекта, должны иметь возможность общаться, регулярно встречаться, а это предполагает их 30-40-минутную доступность друг от друга. А это значит, что «Сколково» не является прямым конкурентом существующим научно-образовательным центрам. Это центр перераспределения ресурсов, но жить и работать инноваторы будут там, где созданы комфортные условия существования для них и их детей, где есть возможности профессионального и личностного роста. Вот над чем надо работать регионам - над созданием среды. Ограниченный спрос на инновации, на что так любят ссылаться наши чиновники, является лишь одним из ограничений для развития инноваций, причем главным образом – на глобальном уровне, когда речь идет о миллиардных инвестициях. На локальном уровне борьба идет за людей».

Пока же в инновационных регионах присматриваются к развитию взаимоотношений двух федеральных инновационных центров и оценивают собственные перспективы в

этом направлении. Если первый опыт окажется удачным, можно ожидать, что вслед за томичами в процесс тиражирования «Сколково» довольно быстро включатся и другие.

 (Опубликовано "Эксперт Сибирь" №42-44 (283), http://expert.ru/2010/11/8/inovacii/)