Интервью Анны Гумеровой

Анна Гумерова: "Требуется современная модель управления развитием наукоградов"

Интервью с заместителем главы Администрации наукограда Кольцово по экономике и развитию Анны Гумеровой, которое посвящено вопросам развития наукоградов, инновационной политике и развитию инновационной экономики.


Какие ключевые проблемы развития наукоградов на примере собственного города Вы видите?

Недостаточно эффективное управление инновационными процессами, если не сказать так:  отсутствие системных управленческих механизмов и, как следствие:

·         постепенная утрата созданных в предыдущие годы исследований и разработок, старение кадров,  «Утечка»  научных кадров, прекращение системных научных исследований, угроза потери научных школ;

·         недостаточно динамичный процесс коммерциализации научных идей и разработок;

·         отсутствие системной интеграционной политики и подходов в области формирования и использования имущественных активов, научной и производственной базы; 

·         недостаточно эффективная связь между секторами научных исследований, подготовки кадров и биотехнологических предприятий.


Какие вопросы в первую очередь сегодня должен решить федеральный центр, чтобы наукограды могли эффективно развиваться и обеспечивать переход государства на инновационную экономику?

Наукограды – территории, развивающиеся за счет научно-технического, инновационного, образовательного потенциала. Должна быть система, обеспечивающая и стимулирующая развитие упомянутого потенциала, подкрепленная ресурсами, но находящаяся в ответственном положении за результат. Такой системой, на мой взгляд, могла бы быть государственная  программа совместных действий власти всех уровней, организаций науки и образования и предпринимателей, направленная на создание и продвижение конкурентоспособных продуктов и процессов.  Исполнение этой программы целесообразно поручить организации инновационной инфраструктуры, которая обязана была бы отчитываться за реальные результаты перед государственным заказчиком, выделяющим средства на ее существование. Сейчас такой программы нет, основной программой считается комплексная программа социально-экономического развития муниципального образования, но муниципальные образования и наукограды в том числе, не имеют полномочий  для отработки новых механизмов научно-технической и инновационной политики. При присвоении статуса наукограда Российской Федерации правительством утверждаются «направления научной, научно-технической и инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний и подготовки кадров, являющиеся приоритетными для соответствующего города как наукограда Российской Федерации и соответствующие государственным приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации», однако эти «направления» по сути имеют отраслевой характер и не входят в сферу компетенции муниципального образования в соответствии с федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (требование же этого закона об установлении отдельным федеральным законом особенностей организации местного самоуправления в наукоградах до сих пор не выполнено).


В качестве одной из главных проблем на пути к инновационной экономике сегодня называют невостребованность инноваций. По статистике, не более 1% научных разработок находят реальное применение в производстве. На Ваш взгляд, что необходимо сделать, чтобы переломить ситуацию?

Должна быть организация инфраструктуры, куда стекались бы инновационные идеи, доводящая   инновационные идеи до рынка, то есть  до коммерциализации.


Есть мнение, что низкий процент инноваций внедряется в производство по той причине, что в стране отсутствует звено, связывающее науку и рынок – коммерциализация. Как Вы считаете, что необходимо сделать для того, чтобы это звено появилось? Каким образом простимулировать бизнес к работе с результатами научного труда?

Заинтересовать производителей во внедрении, простимулировать их, прежде всего финансово. Принцип такой: внедрил (купил) инновацию в любом виде - получи преференцию. Опять наталкиваемся на то, что какая-то структура должна определять, а есть или нет инновация. Преференции и льготы могут быть если пройдена определенная экспертиза. Осуществление такой экспертизы – задача опять же инновационной инфраструктуры, работающей на результат по правилам, определенным нормативной базой (институциональные условия). Вот это и есть реальное партнерство с государством – государство преференцию – предприниматель внедрение, но без всякого субъективизма, на основе согласованных институциональных условий.


Как Вы оцениваете государственную поддержку науки и инновационной деятельности (гранты, дотации и т.п.)?

Бессистемная, запутанная, сложная.


Каких шагов в этом направлении Вы ждете от федерального центра?

В ближайшей перспективе стратегически важным является отработка механизмов наиболее полного использования потенциала наукоградов для развития экономики, включая создание научно-технических кластеров, трансфер технологий, средства и способы продвижения продукции на мировые рынки. Требуется современная модель управления развитием наукоградов как ключевых элементов национальной инновационной системы, включающая механизмы частно-государственного партнерства при реализации крупных проектов территориального инновационного развития. Если нет пока предложений сверху, то необходимо поддерживать инициативу снизу. Например, интересные инструменты предложены в Концепции региональной долгосрочной целевой программы устойчивого социально-ориентированного инновационного развития наукограда Кольцово. В ней предлагаются меры, которые могут вывести наукоград на путь устойчивого развития за счет стимулирования партнерских, кооперационных проектов. Нужно только, чтобы этот процесс кто-то «тянул», опять выходим на необходимость управляющей инновационной инфраструктуры.

Надеюсь на то, что на территории наукограда Кольцово при поддержке федерального центра в лице, прежде всего Министерства экономического развития Российской Федерации,  будет реализован проект по созданию организации инновационной инфраструктуры, системно занимающейся всеми указанными ранее проблемами – управляющего инновационно-финансового центра кластерного  развития в ключевой сфере специализации наукограда - биотехнологиях. Задача центра – реализовать программу инновационного развития конкретной сферы, конкретной территории. Бизнес-план и расчеты показывают, при системном подходе вложения в территориальные проекты окупаются за 5-6 лет полностью, да еще в результате останется работающая на развитие система, да еще и инновации (продукты, процессы, технологии). На мой взгляд, на сегодняшнем этапе только за счет новых управленческих подходов можно многого добиться.


Как Вы оцениваете реализацию программы по созданию малых инновационных предприятий при ВУЗах в Вашем регионе? Насколько эффективно сейчас работают эти предприятия, каков процент внедрения их разработок в производство?

В нашем наукограде пока не работают, а только планируются, но при отсутствии управляющей и сопровождающей инфраструктуры, на мой взгляд,  не смогут стартовать вообще.

Тенденция «утечки мозгов» за рубеж сегодня признается на всех уровнях. Как Вы считаете, каким образом на государственном и региональном уровне возможно это остановить?

Только через повышение уровня и качества жизни и предоставления возможности заниматься исследованиями и разработками в условиях качества жизни не хуже зарубежных. А для этого опять же этим процессом необходимо управлять и системно к желаемым результатам продвигаться.


Какие региональные инициативы в Вашем регионе претворяются в жизнь? С какими трудностями Вы сталкиваетесь по мере развития города как наукограда? Каким образом их решаете?

Наукоград Кольцово открыт для любых региональных инициатив, этим себе и завоевал репутацию «передовой» территории. Наиболее крупным дорогостоящим региональным проектом  является реконструкция дороги, соединяющей наукоград Кольцово и новосибирский Академгородок.  Надеемся, что еще одна региональная инициатива будет претворена в жизнь – строительство тоннеля через железную дорогу, поскольку это серьезно затрудняет транспортное сообщение с центром  г. Новосибирска. Но очень не хватает комплексной территориальной программы государственного статуса (дороги это здорово и очень нужно, но ведь научные исследования они обеспечивают косвенно, необходимы еще меры, чтобы по этим дорогам возились инновационные продукты и ездили, в том числе,  специалисты, рождающие инновации). В настоящее время  механизмы координации и взаимодействия федеральных органов государственной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации,  органами  местного самоуправления наукоградов, научным и бизнес-сообществом  могут возникнуть только по инициативе сверху, например, ранее федеральный закон «О статусе наукограда РФ» содержал норму о необходимости существования  согласованной на всех уровнях программы развития наукограда, тогда это был предмет для согласования действий властей всех уровней по отношению к территории. Сейчас этого нет, поэтому чаще всего взамен согласованным действиям приходит бездействие.


В прошлогоднем Послании Президента Федеральному собранию было заявлено, что необходимо переходить от сырьевой модели к высокотехнологичной экономике. Как Вы считаете, сегодня этот переход начался?

Я считаю, что начался, если уже появился системный проект по управлению инновационным развитием конкретной территории – наукограда Кольцово. Дай бог, чтобы у участников проекта хватило терпения, энтузиазма, здоровья, а у государственных чиновников хватило бы мудрости услышать ее и поддержать еще при нашей жизни.


В прошлом Послании Федеральному собранию было обозначено пять приоритетов модернизации: медицинские, космические, ядерные, информационные технологии и энергоэффективность и ресурсосбережение. Как Вы считаете, насколько успешно в Вашем регионе идет работа по этим направлениям? Что уже удалось сделать и чего удалось достичь?

Специализация наукограда Кольцово – биотехнологии. Биотехнологии – технологии будущего, государственный  научный центр вирусологии и  биотехнологии  «Вектор», находящийся на территории наукограда,  продолжает исследования, направленные на поиск новых диагностикумов, лекарственных препаратов. Новые продукты и препараты создаются также на предприятиях научно-производственного комплекса (уникальные тест-системы, ветеринарные прпараты и т.д.)


Чего Вы ожидали от Послания Президента в этом году?  Каких шагов, акцента на каких направлениях развития, проблемных точек и точках роста?

Реальной заинтересованности в переходе на инновационный путь развития, подтверждения того, что эта работа набирает темп и важна. На мой взгляд, реальная заинтересованность должна быть выражена в поддержке инициативы снизу, в поддержке проекта по созданию в наукограде Кольцово (любом другом наукограде Российской Федерации) комплексной государственной программы по развитию научно-технического, инновационного, образовательного потенциала наукограда.